Нырнуть в прошлое: фридайвер в гостях у ама
Люди веками познавали тайны подводного мира, полагаясь лишь на те способности, что даровала им природа. Большинство сегодняшних фридайверов имеют представление о богатых традициях подводного плавания, а заодно и об одной из старейших фридайв-культур мира - японских традиционных ныряльщиках ама. Самое ранее упоминание о японских ныряльщиках относится к 300 г. до н.э. Сам термин «ама» дословно означает «женщина-ныряльщица, способная задерживать дыхание, собирающая дары моря для пропитания», что весьма точно отражает то, чем и сегодня продолжают заниматься ама. Я отправилась в префектуру Миэ, весьма приятный регион к югу от Нагои, где проживает едва ли не самая многочисленная община ама в Японии. Мне удалось стать одним из немногочисленных представителей западного мира, кому посчастливилось нырять с ама – и ама поделились со мной своим видением процесса ныряния.
Саюри около 65. Она считается одной из лучших ныряльщиц города Тоба. Раньше вместе со своим мужем она практиковала фудано (ныряние с переменным весом), однако была вынуждена прекратить после баротравмы уха. Саюри призналась, что больше не любит работать в паре с мужем: «Он вообще меня не жалеет!»
Снаряжение
Современные ама выбирают снаряжение для ныряния очень скрупулезно. Забота о сохранении подводного мира – их главный приоритет, и к выбору очередного предмета снаряжения они подходят с точки зрения того, не облегчит ли он процесс ныряния слишком сильно, не приведет ли это к избыточной добыче? Изначально ама ныряли полностью обнаженными: ни тебе гидрокостюма, ни маски, ни ласт. Температуры воды в районе Миэ зимой может опускаться до 10ºC, а на свою охоту ама выходят круглый год. Господи, да разве смогла бы я в таких условиях найти хоть одно морское ушко!
Подводная охота в том виде, в каком ее практикуют амо, – пожалуй, самое устойчивое существование, которое человек в принципе способен вести. Большинство ныряльщиц дополнительно занимается выращиванием разнообразных продуктов – от томатов до риса, – а раковины добытых моллюсков идут на удобрения.
Решение облачиться в неопрен было принято порядка 50 лет назад, однако и по сей день отнюдь не все ама доверяют гидрокостюму. Первым современным приспособлением, взятым на вооружение ама, стали подводные очки в 1878, что привело к немедленному снижению популяции морских ушек и последовавшему запрету очков на целых 20 лет. Изначально подводные очки были довольно примитивными, со специальным клапаном для выравнивания давления. Постепенно они эволюционировали в маску с широким стеклом, закрывающую нос: примерно такие маски ама носят и в наши дни. Современные ама довольно активно используют и ласты, и маски, а вот на дыхательные трубки введено табу: «слишком просто» при ее наличии разглядывать дно, неспешно паря на поверхности воды, а ама прилагают все усилия, чтобы свести преимущества человека над обитателями моря к минимуму. Все сегодняшние ама начинали свою карьеру ныряльщиц уже с маской, хотя пожилые дамы еще помнят времена без неопрена и ласт.
Первые подводные очки (1878) были довольно примитивными, со специальным клапаном для выравнивания давления. Постепенно они эволюционировали в маску с широким стеклом, закрывающую нос: примерно такие маски ама используют и в наши дни.
Вентиляция и всплытие
Ама используют совершенно уникальную технику дыхания исобуэ, или «морского свистка». Исобуэ помогает ама расслабляться во время непродолжительных поверхностных интервалов, которые, как правило, длятся не более 60 секунд. Свист формируется в результате длинного и медленного выдоха, при котором верхняя губа выдвинута вперед и нависает над нижней. Губы при этом должны быть влажными, иначе свистящего звука не получится. Мне как-то встретилась одна ныряльщица, которая так и не смогла освоить подобную технику свиста. Чтобы обозначить свое появление на поверхности и не выбиваться из коллектива, она издает обычный свист.
Пообщавшись с несколькими ама из Тобы и Симы, мне удалось выяснить, что техники дыхания, которые они используют, несколько отличаются друг от друга. Самый распространенный вариант – сделать пассивный поверхностный вдох непосредственно перед погружением. Ныряльщицы утверждают, что чувствуют себя гораздо более расслабленными и свободными именно при неглубоком вдохе, а не на полном. Некоторые ама при нырянии на небольшую глубину вообще предпочитают нырять на выдохе, что помогает погружаться гораздо быстрее и чувствовать себя легче; другие выдыхают уже во время погружения. Однако все сходятся в том, что при нырянии на большую глубину необходим глубокий вдох.
Что же ама говорят о выравнивании давления? Когда бы я ни задавала этот вопрос, он неизбежно вызывал оживление и бурные обсуждения в хижинах ама. Во-первых, нужно отметить, что все ама без исключения продуваются без рук, прибегая к произвольному открытию евстахиевых труб. Увидеть, как ама зажимают нос при нырянии, нереально хотя бы по той причине, что мягкий носовой карман на их масках отсутствует. Ама утверждают, что выдох перед нырком или нырок на выдохе как раз и помогают им продуваться. Одни ныряльщицы говорят, что открывают евстахиевы трубы, двигая челюстью вперед-назад, другие напрягают заднюю часть языка.
Для отдыха и хранения улова ама используют современные фридайверские буи.
Техника безопасности
От неудач и несчастных случаев ама защищают два охранных символа, которые ныряльщицы наносят на свои косынки-капюшоны: сеймен и доман. Легенда гласит, что символ пятиконечной звезды, сеймен, был дарован ама в VIII в. жрецом синто, Оммёдзи (мастером Инь-Ян), когда ама ныряли в окрестностях Киото и снабжали своим уловом местные монастыри. Такая звезда рисуется без прерывания линии, начинаясь и заканчиваясь в одной и той же точке, что символизирует благополучное возвращение ныряльщика на поверхность целым и невредимым. Второй символ, доман, представляет собой решетчатый узор, аллегорическое изображение множество глаз, бесконечно следящих за опасностью, и лабиринт, чтобы злым силам было не так просто отыскать ныряльщицу ама. Культура ама вообще пронизана суевериями и народным фольклором: посмотрите, например, на изображение томокадзуки, демона-сирены, которая выглядит точь-в-точь как ныряльщица ама за единственным исключением – она не носит защитных символов сеймен и доман. Когда ныряльщикам в глубине вдруг встречается искусительница-томокадзуки, устоять перед всепоглощающим желанием следовать за сиреной в пучину практически невозможно.
Ама ныряют не с бадди, а в группах по 5-10 человек. У каждой ныряльщицы есть собственный буй с прикрепленной к нему сетью для сбора улова. Длинный трос от буя крепится либо к поясу ныряльщицы, либо к водорослям, чтобы избежать зацепки троса за элементы подводного рельефа: такие прецеденты в практике ама случались. Капитан лодки, на которой ныряльщицы добираются до места погружения, также следит за ныряльщицами. После всплытия ама привлекает к себе внимание и сообщает о своем появлении другим ныряльщицам при помощи исобуэ.
Ама за подготовкой к напряженному дню
Стиль ныряния
Судя по моему собственному опыту ныряния с ама, большинство из них погружаются примерно на 8-15 м, и лишь немногие ныряют глубже, где-то до 25 м. Ама также практикуют ныряние с переменным весом, известное в Японии как фунадо. Подобная техника нередко используется в супружеских парах; при этом муж держит трос с 20 килограммовым грузом с лодки, а ныряет супруга. Когда ама готова всплыть, она дергает за трос, и муж быстро вытягивает ее на поверхность.
Единственное морское ушко, которое мне удалось отыскать: ушки отлично маскируются, и требуется действительно натренированный глаз, чтобы их заметить.
Фридайвинг ради пропитания, не ради забавы
Дискуссии относительно будущего ама с господином Сато, местным морским биологом и одновременно ныряльщиком-ама, неизбежно возвращались к главному определяющему фактору: вопросу оскудения морской фауны в водах Миэ. По мере снижения популяции беспозвоночных уменьшится ли и количество ама?
Ама привично скользит вдоль троса своего буя.
Совсем скоро два новичка-ама из Токио пополнят ряды бывалых ныряльщиц и приступят к тренировкам. Эта 18-летняя девушка решила уехать из большого города и вернуться к традиционному жизненному укладу. Возрождение интереса молодежи – положительный фактор для расширения сообщества ама, однако их численность неизбежно привязана к популяции морской живности, на которую они охотятся.
У ама не только очень зоркий, натренированный глаз: ныряльщицы просто знают, куда надо смотреть.
Смогут ли в будущем ама переместить акцент с ныряния ради пропитания на удовольствие? Подобно тому, как серф-культура в итоге породила целые общины, тесно привязанные к океану, удастся ли ама сохранить свою культуру, изменив вектор на простое получение радости от фридайвинга? Время покажет, но, удивительным образом, некоторые ама, отошедшие от дел из-за почтенного возраста, признаются, что безумно скучают по погружениям и порой выходят в море просто ради того, чтобы понырять. Несмотря на то, что ама не устают повторять, что их основная цель – подводная охота, я нисколько не верю, что это единственное, что заставляет их ежедневно отправляться на свою работу.
Настоящая гоя ама – не та Goya Ama, которую видят туристы. Пока другие ама подают улов дня в туристическом ресторане, эта ама готовит блюдо из перца, сладкого картофеля и рыбы.
Благодарность
Хочу выразить свою благодарность магистру естественных наук Тацуя Сато за великолепные фотографии и бесценную информацию; очаровательной Двинде Оафиш Нуринсия за прекрасные переводческие навыки и внимание к деталям; а также замечательной Ивасаки Ориэ за скрупулезное планирование и интерес к моей поездке.
Эмили Коринн Такер
20 ноября 2015