Контактная импровизация в воде
Статья Саши Безродновой о контактной импровизации в воде, которая вышла в журнале IVDigital. (Публикуется по согласованию с редакцией).
Не так давно на нашей планете – в морях, озерах, бассейнах, на YouTube – появился новый вид танца. Впрочем, новое – давно забытое старое, и никто этот танец не придумывал: его танцуют дельфины, так играют в воде слонята, так способен танцевать человек. Но в последние несколько лет про него вспомнили, и все больше и больше людей на земле собираются вместе, чтобы раствориться в этом «земно-водном» движении.
Что это за танец? Как он ощущается? Какая музыка его сопровождает? Одна из предпосылок – контактная импровизация (contact improvisation). Это танец взаимодействия и партнерства, основанный на игре человеческого тела с законами физики: гравитацией, балансом, инерцией, ускорением, сопротивлением...
Он основан на неподвижности и потоке, игре восприятия, взаимодействии с землей, игре с одним или несколькими партнерами. Начало было положено в 1972 году танцором-исследователем Стивом Пэкстоном. Этот танец питает движением современный танец (contemporary dance), сочетая в себе аспекты соматических дисциплин: «боди майнд сентеринг» (Body Mind Centering), «Александер-техника» (Alexander Technique), метод Фельденкрайза (Feldenkreiz Method), «развивающее движение» (Developmental Movement), «основы движения по Бартеньефф» (Bartenieff Fundamentals of Movement) и т.п., а также боевых искусств (айкидо, тай-цзы, капоэйра, цигун).
Корни контактной импровизации очень древние: каждое естественное движение нашего тела, сжатие и расширение, способы управления конечностями, процесс рефлекторного поиска равновесия восходят к разным этапам эволюции жизни и движения на Земле, начиная с одноклеточных форм жизни и клеточного дыхания. В то же время КИ является ультрасовременным танцем. Через нахождение контакта со своим телом в непосредственном, не обусловленном традициями танце люди обретают новый стиль мышления и новый способ существования в гармонии с миром, с другими и с собой.
Существует гипотеза, озвученная Жаком Майолем, о том, что наши далекие предки в ходе эволюции в какой-то момент вошли в воду, приспособились к ней, а затем снова вышли на сушу. А сейчас мы наблюдаем, как контактная импровизация – этот естественный, не обусловленный социальными требованиями танец – «возвращает» человека обратно в воду.
Расслабление помогает танцующим партнерам слиться в движении, наполненном умиротворением и чувством. Танец в воде может быть как замедленно-расслабленным, так и быстрым, зажигательным, ярким. В любом случае, в основе его лежит гармония с водной стихией, способность двигаться без усилий даже в столь плотной среде.
Все может происходить как на мелководье, так и на поверхности глубокой воды, и в ее толще, когда оба партнера заныривают и танцуют, всплывая. Очень удобной является глубина «на уровне груди» – тогда можно и свободно парить в толще воды, и опираться на дно.
Подготовка, обучение контактной импровизации в воде происходят в процессе совместной работы партнеров и включают элементы техник водного массажа и бодиворка. Со стороны это выглядит так, как будто один человек поддерживает другого на поверхности воды, создавая то покой, то движение, которые позволяют лежащему на воде расслабиться и отпустить все возможные напряжения – как телесные, так и эмоциональные. Со временем предложения «активного» партнера становятся все более разнообразными, включая возможность погружения «принимающего» партнера под воду на задержке дыхания. По мере расслабления время нахождения под водой может постепенно увеличиваться.
Что приводит людей в этот танец? Свобода, игра, импровизация. Переживание полета в воде... Это спонтанный танец, выходящий «за пределы трехмерности». Наслаждение, спокойствие, красота, естественность, драйв, юмор – здесь ВСЕ возможно! Обучившись танцевать «контакт» в воде, вы можете не только соприкоснуться с чем-то сильным и нежным внутри себя, но и начать дарить это другим, приглашая в танец своих друзей или любимых, – на суше, в море, в озере, в бассейне... Создавать атмосферу расслабления, доверия, заботы, игры и импровизации...
Полезные навыки, которые развивает контактный танец в воде:
– умение доверять себе, прежде чем доверять другому;
– адаптивно встраиваться в новые ситуации;
– уверенно чувствовать себя в ситуации неопределенности;
– детально и тонко осознавать свое тело – в движении и покое;
– навык осознанного расслабления;
– способность замедляться, переключать себя из одного состояния в другое, не «застревая» в спешке или в чрезмерном расслаблении;
– здоровое внимание к своему телу, диалог с ним.
Мой личный путь был таким: пять лет я наслаждалась прелестями работы инструктора по скуба-дайвингу. Самое интересное в дайвинге для меня было находиться в воде в перевернутых положениях, менять угол зрения и не зависеть от гравитации. В тот день, когда познакомилась с контактной импровизацией, я обнаружила: все, что мне нравится, возможно сделать на суше. С того момента забросила дайвинг и вот уже 10 лет танцую, 7 лет преподаю контактную импровизацию.
Познакомившись с «КИ в воде», я снова вернулась в воду, открывая новые возможности, прощаясь с гравитацией насовсем:) Уже два года преподаю контактную импровизацию в воде. После всего этого, конечно же, захотелось заняться фридайвингом, чтобы танцевать абсолютно свободно и совсем уж не выныривать. Что я, собственно, и сделала.
Следующий шаг – обучающие встречи, совмещающие соматические дисциплины, контактную импровизацию в воде, океанологию и фридайвинг, – чтобы не распылять, а объединять знания, опыт, переживания и впечатления, становиться единым с морем организмом во всех планах бытия: ментальном, телесном, психологическом и духовном...
Саша Безроднова,
социальный психолог, тренер,
преподаватель контактной импровизации на суше и в воде,
перформер, фридайвер