Подводный дзен: чему учат танцы в воде
Статья-интервью с Сашей Безродновой о КИ в воде
- Как вы сами занялись контактной импровизацией?
- Сама я занялась КИ 12 лет назад, когда начала заниматься телесно-ориентированной терапией, и друзья порекомендовали мне "сходить-попробовать". Сходила. И это определило всё дальнейшее развитие меня как человека и как специалиста. С тех пор я безостановочно углубленно изучаю природу тела, движения, теласознания - того, что по английски называют BodyMind, преподаю контакт, импровизацию и телесную осознанность.
- Как решили делать это в воде?
- Я - огонь, но с детства вода была моей любимой стихией. С первых курсов университета я выучилась на инструктора по дайвингу. Научившись контактной импровизации, я обнаружила, что всё то, что я так ценила в дайвинге, а именно - быть в перевёрнутых положениях и трёхмерно перемещаться в пространстве - оказывается, можно делать и на суше. По прошествии нескольких лет я вернулась в воду, чтобы открыть для себя танец в новом качестве - без усилий. Стала учиться этому у преподавателей из других стран, стала преподавать и организовывать фестиваль контактной импровизации в воде (www.ci-thai.com). Параллельно занялась фридайвингом, и теперь практикую не только танец в воде, но и под водой (www.freediver.me, www.facebook.com/watercontact/). Мы с коллегами заныриваем на глубину примерно в 15-20 метров, без всякого оборудования, и оттуда танцуем вверх. В 2015 году в Египте пройдёт первый специализированный международный слёт практикующих контаткный танец на глубине.
Сейчас я понимаю, что контактная импровизация в воде - это одна из лучших вещей, которыми я могу поделиться с миром.
Это танец, который даёт умиротворение, контакт с собой, восполнение очень трепетных и с детства важных потребностей - таких, как уют, принятие, свободное движение без внешнего контроля и оценки, объятие. А так же - радость игры и импровизации, которая не ограничивается ни размерами тела, ни весом, ни способностями, ни физкультурной подготовкой. На мой взгляд, это очень важно, так как всё-таки для занятий в зале на полу у некоторых людей есть ограничения по здоровью, начиная от проблем с позвоночником заканчивая коленями, а в воде всё это не имеет значения, так как нам не приходитя особо иметь дела с реальным весом, земное притяжение компенсируется выталкивающей силой воды.
- Любые танцы - это прежде всего усилия и работа тела, здесь же главный принцип, насколько я поняла, - неделание. Что это дает?
- Главный принцип - неделание даёт очень многое. Неделание - главный навык, который напрочь отрицается современной массовой культурой, и потому просто не развит у большинства людей. Образно говоря, у нас перекачана "мышца" сжимания и удержания, но совершенно не развита "мышца" расслабления и отпускания. Гармония не в первом и не во втором, а в том, чтобы иметь возможность выбора. Чтобы человек умел и вовремя "включиться", и вовремя отдохнуть, у него должны быть развиты обе мышцы, тогда в каждой ситуации он сможет сделать уместный выбор. В противном случае мы получаем людей, которые, даже придя домой, не могут себе позволить просто отдохнуть самостоятельно, и вместо отдыха продолжают делать хоть что-нибудь - смотреть телевизор, качать ногой, перебирать интернет, что-то непрерывно есть или выпивать - лишь бы не остановиться. Так как если остановиться - не понятно же, что делать?!
Есть и ещё один аспект этой непрерывной гонки, усилий, напряжений. Приведу цитату М. Фельденкрайза: "Напряжение маскирует ощущение". Это означает, что чем более мы напряжены, тем меньше мы ощущаем. Сохранять напряжение, во всё вкладывать усилие - это способ поменьше чувствовать, поменьше вдыхать свою жизнь полной грудью, со всеми её радостями и трудностями. Порой этот выбор продиктован желанием не чувствовать неприятных ощущений или чувств. Но отказываясь от чувствительности, мы теряем так же и чувствительность к приятному, тому, что приносит радость и удовольствие. Расслабление и неделание - то, что помогает нам остановиться, и почувствовать: а что же есть в этом моменте? Что я чувствую, переживаю в своём теле, в своей душе, прямо сейчас?
В Контактной Импровизации очень много внимания уделяется расслаблению и не-деланию. В контактном танце в воде - ещё больше. Так как гравитация в воде скомпенсирована, любое наше небольшое действие, движение, изменение позы приводит к тому, что наше тело тем или иным образом перевернётся в воде. И мы замедляемся, наблюдая, как от самого крошечного движения создаётся большое движение в пространстве. Как вода нас танцует, даже когда мы не делаем ничего особенного. Это и тренировка навыка отпускания, наблюдения, и огромное удовольствие.
- Насколько безопасно это занятие? Подходит ли новичкам, которые вообще ничего в этом не понимают?
- Занятие абсолютно ориентировано на новичков, не требуется ни умения танцевать, ни умения плавать. Достаточно желания научиться получать удовольствие от простых вещей, и интереса к телу и импровизации. Всё остальное сделает тренер. Порой на тренинги приходят люди со страхом воды, и обычно уже после первого дня занятий этот страх уходит, или становится незначительным (чаще первое).
- Правила безопасности нужны? Экипировка?
- Правила безопасности - выполнять инструкции тренера, и не пропустить ни одного дня занятий, так как группа двигается, последовательно наращивая свои навыки каждый день. Участники, принимающие любого вида химичесике вещества, изменяющие сознания, начиная от этанольных смесей (это более точное название для алкоголя) заканчивая наркотиками, а так же люди, имеющие психиатрический диагноз, не допускаются к занятиям.
Экипировка: купальник или плавки, маска для плавания, которая подходит вам по размеру. Маску могут заменить очки для плавания и зажим для носа.